Сегодня, 7 июля 2012 года, известная международная группа когнитивных неврологов, нейрофармакологов, нейрофизиологов, нейроанатомов и специалистов по численному моделированию нервных процессов собралась в Кембриджском университете для пересмотра нейробиологических оснований сознательного опыта и связанного с ним поведения у человека и не-человеческих животных. В то время как сравнительные исследования по данной теме, разумеется, затруднены неспособностью нечеловеческих животных и, зачастую, людей четко и открыто общаться на тему их внутренних состояний, следующие наблюдения могут быть признаны как бесспорные:
- Область исследований сознания стремительно развивается. Разрабатывается множество новых методов и стратегий исследования человека и не-человеческих животных. Следовательно, всё больше информации становится легко доступной, что требует периодической переоценки ранее существовавших предубеждений в этой области. Исследования не-человеческих животных показали что соответственные мозговые структуры, коррелирующие с сознательными переживаниями и восприятием, могут быть избирательно усилены или нарушены в целях определения их действительной необходимости для этих переживаний. Более того, в случае с людьми для исследования корреляций сознания легко доступны новые неоперативные методы
- Нервные механизмы эмоций не представляются ограниченными структурами коры больших полушарий головного мозга. Фактически, подкорковые нервные структуры, возбуждаемые во время аффективных состояний у людей, также критически важны для вызывания эмоционального поведения у животных. Искусственное возбуждение одних и тех же участков мозга вызывает соответственное поведение и чувственные состояния человека и нечеловеческих животных. Где бы в мозгу ни возбуждали инстинктивное эмоциональное поведение у нечеловеческих животных, многие из форм последующего поведения оказываются согласующимися с пережитыми чувственными состояниями, включая внутренние состояния поощрения и наказания. Глубокое мозговое стимулирование этих структур у людей также может вызвать похожие аффективные состояния. Структуры, связанные с аффектом, сконцентрированы в подкорковых областях с большим количеством нервных связей. Молодые человеческие и нечеловеческие особи без коры головного мозга поддерживают эти мозговые функции. Более того, появление нервных структур, поддерживающих поведенческие/электрофизиологические состояния бодрствования, сна и мышления, произошло при эволюции нервной системы до состояния беспозвоночной, чему свидетельством являются насекомые и головоногие моллюски (т.е. осьминоги (и не только они, есть кальмары и наутилус, прим. перев.)).
- Птицы, по своему поведению, нейрофизиологии и нейроанатомии являют поразительный случай параллельной эволюции сознания. Свидетельство почти человеческого уровня сознания наиболее ярко представлено у африканских серых попугаев. Эмоциональные сети и когнитивные архитектуры млекопитающих и птиц оказались гораздо более похожими, чем ранее считалось. Более того, было найдено, что некоторые виды птиц показывают нервные паттерны сна, сходные с аналогичными паттернами млекопитающих, включая быстрый сон, и, как было показано на зебровых зябликах, нейрофизиологические паттерны, ранее считавшиеся привилегией неокортекса млекопитающих. Было показано, в частности, что сороки демонстрируют поразительные сходства с людьми, большими человекообразными обезьянами, дельфинами и слонами в опытах по распознаванию себя в зеркале.
- У людей влияние определенных галлюциногенов оказывается связанным с нарушением обработки прямой и обратной связи корой головного мозга. Фармакологическое воздействие на не-человеческих животных соединениями, влияющими на сознательное поведение человека, может приводить к сходным отклонениям в поведении не-человеческих животных. У людей есть свидетельства предполагать что осознание коррелирует с активностью коры головного мозга, что не исключает возможный вклад обработки подкоркой или ранними областями коры, как при визуальном осознании. Свидетельство, что эмоциональные чувствования человека и не-человеческих животных возникают из подобных структур подкорки мозга, предостовляет неопровержимое свидетельство эволюционно общего первичного аффективного квалиа.
Мы декларируем следующее: "Отсутствие неокортекса не является препятствием для переживания организмом чувственных состояний. Сходящиеся доказательства показывают, что не-человеческие животные имеют нейроанатомические, нейрохимические и нейрофизиологические механизмы сознательных состояний вместе со способностью демонстрировать намеренное поведение. Следовательно, вес доказательств показывает, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание. Не-человеческие животные, включая всех млекопитающих и птиц, и многие другие существа, включая осьминогов, также владеют этими неврологическими механизмами."
* Кембриджская декларация о сознании была написана Филиппом Лоу и отредактирована Яком Панксеппом, Дианой Рейсс, Дэвидом Эдельманом, Бруно, Ван Свиндереном, Филиппом Лоу и Кристофом Кохом. Декларация была публично провозглашена в Кэмбридже, Великобритания, 7 июля 2012 года на конференции по сознанию человека и не-человеческих животных памяти Френсиса Крика, проходившей в Черчхилльском колледже Кэмбриджского университета, Лоу, Эдельманом и Кохом. Декларация была подписана участниками конференции в тот же вечер в присутствии Стивена Хокинга в Бэльфорском зале Отеля дю Вин в Кэмбридже, Великобритания. Церемония подписания была увековечена программой "60 минут" телеканала CBS.
Оригинал