Вегетарианство в Древней Греции и Древнем Риме
Вегетарианство имеет давнюю историю. Следы вегетарианского образа жизни и гуманного отношения к животным берут свои корни в глубокой древности.
ОРФИЗМ
Одни из первых упоминаний о вегетарианцах относятся к VI веку до нашей эры, когда в Греции получили распространение религиозные сообщества орфиков - религиозного направления, название которого было связано с именем мифического поэта и певца Орфея.
Орфизм, распространившийся на территории Древней Греции в VII-VI веках до нашей эры, провозглашал своей целью уничтожение в человеке титанических начал и культивирование божественных. Сделать это, по учению орфиков, можно было путем воздержания от употребления в пищу мяса, яиц, использования шерсти и шкур животных. Согласно учению орфиков, человек должен совершать добрые дела при жизни с целью освобождения от последующих перерождений. Орфики верили и в то, что душа человека после смерти, выходя из тела - "могилы души" может переродиться в теле животного. Мотивация вегетарианских взглядов орфизма была религиозна. Из орфизма учение о переселении душ позаимствовал известный древнегреческий ученый Пифагор.
ПИФАГОРЕЙСТВО
Орфические принципы были положены в основу другого религиозно-философского учения - пифагорейства, основателем которого считается древнегреческий философ, мистик и математик Пифагор Самосский (570-490 гг. до н.э). Подлинную историю жизни Пифагора невозможно отделить от легенд, составленных его учениками. Однако большинство сказаний о Пифагоре свидетельствуют о том, что этот величайший мудрец был одним из первых наиболее известных вегетарианцев.
Пифагору принадлежат известные высказывания:
- “Пока люди истребляют животных, они будут убивать друг друга".
- "Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных".
Пифагор и его последователи не только презирали религиозные жертвоприношения животных, но и считали, что употребление мяса превращает человека в жестокую военную машину. Пифагор стал основателем первого вегетарианского общества, состоявшего почти из 300 его последователей.
В V веке до нашей эры радикальным представителем вегетарианства являлся древнегреческий философ, врач и жрец Эмпедокл из Акраганта (около 490-430 гг. до н.э.), отрицавший любое использование продуктов животного происхождения и пропагандировавший так называемую натурфилософию, учение о бессмертии души и метемпсихозе (переселении душ). Согласно сохранившемуся преданию, он не носил кожаной обуви, заменяя сандалии из кожи на серебряные или медные.
Вегетарианцем был и римский поэт Овидий (род. в 43-18 гг. до н.э.). В одном из его поэтических произведений говорилось:
"О, смертные!
Страшитесь осквернять свои тела сей пищей нечестивой.
Взгляните, Ваши нивы злаками полны,
И ветви древ под тяжестью склонились...
Воистину природа-мать щедра,
Даря нам этих лакомств изобилье.
У ней есть все для Вашего стола
Чтоб избежать убийства и кровопролитья".
Пифагорейством увлекался и другой древнегреческий философ и историк Плутарх (около 45 - около127). Его перу принадлежат строки: «Недоумеваю, какими должны быть чувства, состояние души или рассудка первого человека, когда он, совершив убийство животного, поднес к своим губам окровавленную плоть жертвы? Как может он, расставив перед гостями на столе угощения из жутковатых трупов и мертвечины, давать имена «мяса» и «съестного» тому, что еще вчера ходило, мычало, блеяло, смотрело вокруг?... Как объяснить тот факт, что это безумие прожорливости и алчности толкает вас на грех кровопролития, когда кругом в избытке ресурсов, чтобы обеспечить нам безбедное существование?".
ВЕГЕТАРИАНСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В Древнем Риме вегетарианцами являлись гладиаторы - бойцы, сражавшиеся с подобными себе на забаву публики на специальных аренах. Анализ костей около 70 гладиаторов, проведенный в турецком Эфесе австрийскими антропологами, профессорами Карлом Гроссшмидтом и Фабианом Канцем доказали, что пища гладиаторов состояла исключительно из ячменя, бобов и сухофруктов.
Вегетарианцем был и римский философ, государственный деятель и поэт Сенека (4 г. до н. э. - 65 н.э.), который вслед за пифагорейцами утверждал, что "Человеку и бескровной пищи хватит; а там, где резня служит удовольствию, жестокость переходит в привычку".
В древнем мире вегетарианство, понимавшееся как воздержание от животной пищи, было ограничено сравнительно небольшим числом последователей, как правило, людей хорошо образованных, с философским складом ума и принадлежавших к элите общества.
По материалам www.viva-vegan.info
|
|
|
[03.08.2015] | [Наука] |
Витамин B2 (0) |
[05.02.2016] | [Обзоры] |
Голодающий мир должен есть меньше мяса (0) |
[13.12.2015] | [Здоровье и спорт] |
Глютаматы: вред или польза? (0) |
[11.04.2016] | [Кулинария] |
Сейтан: что это? (0) |