Все веганы, связанные с зоозащитой косвенно или состоящие в зоозащитных организациях, испытывают неминуемые муки совести.
Для приютов с бездомными собачками и кошечками зоозащитники закупают различные недорогие корма, которые содержат продукты животного происхождения и к тому же компоненты которых тестируются на животных, а также выбивают у крупных торговых сетей просроченные продукты. В этой просрочке наряду с плесневелым хлебом могут быть также мясные, молочные продукты и яйца. Веган-зоозащитник в определённые моменты своей жизни пытается куда-то запрятать свою совесть, чтобы, не дай Бог, не дать слабину и вообще не забросить это дело. Но как иначе поступать? Ведь собачки-кошечки – это хищники. Пусть порой и беззащитные, но по типу питания они – хищники, оторванные от природы и помещённые в урбанизированную среду.
Мы живём в мире, населённом сотнями тысяч форм жизни. И каждый наш вздох, каждое – даже самое незначительное – движение убивает тысячи (а, возможно, и миллионы) существ, о существовании которых мы даже и помыслить не можем. Но это тоже живые организмы: они дышат, передвигаются, размножаются.
За самую короткую летнюю прогулку человек способен уничтожить сотни насекомых. Люди постоянно убивают живых существ: неосознанное убийство не перестаёт быть убийством. Как говорят ведические учителя: «карму не остановить». Да и нет у нас возможности контролировать поток своей кармической деятельности. Такие тонкие материи находятся в ведении высших сил, высшего разума.
Но мы можем «по мере своих сил», «по возможности» или как веганы – по максимуму – сократить осознанное уничтожение живых существ, которые так же, как и мы, наделены душой и чувствами.
Человек, покупающий шубу, – не веган; человек, попивающий молочный коктейль, – не веган. Останется ли веганом человек, подкармливающий уличную кошку кормом, купленным в ближайшем магазине? Кто-то скажет, что в таких кормах и мяса-то нет. И, возможно, будет прав. Но в их составе точно присутствуют субпродукты животного происхождения, и их компоненты со стопроцентной вероятностью тестируется на животных.
Сложившуюся дилемму веган-зоозащитник скорее всего решит так: поможет тем, кому он хотя бы может помочь здесь и сейчас: не оставит голодными кошечку или собачку. И уже после, оставшись наедине со своими мыслями, будет обдумывать, что своей любовью к домашним животным, он вкупе со всеми другими собаководами и кошатниками создаёт огромный спрос на убийство тех, кого он тоже всей душой любит и кого сам не ест. Но спрос-то создаётся. И снова предложение. И реки крови.
Зоозащитная деятельность для вегана одновременно и привлекательна и трудна на психологическом уровне. Благо для одних душ непременно оборачивается невыносимыми страданиями для других. Видимо, в этой страшной относительности вся суть жизни в нашу эпоху. Карму не остановить.
(с) Настя Алемасова